В украинский прокат вышел фильм Гнездо — психологический триллер про семью, решившуюся переехать из рейгановских США в тэтчеровскую Англию.
Отца играет Джуд Лоу, и для него картина режиссера Шона Дуркина еще один трофей в копилку не просто красивых, но и глубоких проектов. Мать — Кэрри Кун, и для нее фильм Гнездо еще одна веха на пути к успеху.
Для канадца Дуркина же Гнездо второе в карьере серьезное погружение в конфликты, что происходят в головах у людей. И которые сильно влияют на их взаимоотношения с окружающими.
1. Сюжет

80-е. Красивый, намекающий на состоятельность своих владельцев дом где-то в Америке. Возможно, в пригороде Нью-Йорка. Мужчина по имени Рори О’Хара приносит своей жене кофе в постель: ритуал, который он соблюдает всегда, независимо от фазы, в которой находятся их отношения. Потом делает важный телефонный звонок в Лондон, как позже выяснится, своему бывшему начальнику с просьбой взять его обратно на работу.
Дело в том, что у Рори не очень складываются дела в США. Он чувствует, что вернувшись домой в Англию, сможет зарабатывать больше. Жене, Эллисон, Рори говорит, что его позвали обратно в Лондон (маленькая ложь — предвестница будущей катастрофы) и несмотря на ее протесты принимает единоличное решение перевезти их вместе с детьми (дочь-подросток и младший сын) на свою историческую родину.
Там Рори покупает старинный особняк и будто человек с родословной пытается организовать богатую и беззаботную жизнь для себя и своих домочадцев. Только лед, по которому он ходит, с каждым днем становится все тоньше.

2. Сценарий и драматургия
Уже открывающий кадр здесь не просто намекает на будущее напряжение, а буквально кричит об этом. В нем даже мелькает тень какой-то чертовщины, словно смотришь фильм про одержимость демонами. Только Гнездо не про одержимость демонами, а про разрушающую одержимость успехом.
Время действия в фильме выбрано неспроста: 80-е, рейганомика, стимулирование спроса, жадность, об этом во многом Уолл-Стрит Оливера Стоуна. И персонажа по имени Рори О’Хара, таким образом, можно поделить на две составляющие: он одновременно незнающий когда остановиться герой Чарли Шина из фильма Стоуна и выходец из семьи бедняков с травмирующим детством — собирательный образ героев кухонных драм Великобритании — парней из социальных низов, всеми силами пытающихся пробиться наверх.
Зажатый в тисках нищего прошлого и иллюзии быстрых больших денег, Рори напоминает не человека даже, а белку в колесе. У него одна цель, сформированная обстоятельствами.
Его жена и дети выглядят заложниками ситуации. Эллисон волевая, часто напряженная американка с вечной сигаретой в руке и незакрытым гештальтом касающемся матери. Жена Рори явно могла бы добиться большего, но была приучена с детства следовать, а не вести. Отдушиной для Эллисон становится ее увлечение лошадьми: в США она преподавала уроки верховой езды.
Дети же страдают каждый по-своему: старшая Саманта с ужасом смотрит на поведение матери и бунтует как может, младший Бенджамин писается в постель.
Причем в начале и в середине фильма вся эта дисфункциональность каким-то образом умудряется не только сосуществовать, но и создавать видимость идеала. И лента Дуркина чудесным образом фиксирует, словно в замедленной съемке, падение ширмы, вуали, которая скрывает распад отдельно взятой социальной ячейки.
Однако, несмотря на осеннее, траурное даже настроение, Гнездо не ставит крест на своих героях. Существование в условиях неоконсерватизма Рейгана и Тэтчер всего лишь контекст, бэкграунд, и для автора здесь важны в первую очередь персонажи. И Дуркин показывает, что они в общем и целом не плохие люди. Они просто заложники эпохи, которые как и все мы пытаются выживать.
Финальная сцена с первым завтраком после личных поражений каждого из семейства О’Хара становится медленным выдохом после глубокого панического вдоха. А бутылка Пепси на столе — намеком на что-то хорошее в их общем или нет будущем.

3. Актеры и картинка
Гнездо — фильм маленький, но знающий себе цену. Это сквозит в команде: венгерский оператор Матьяш Эрдей (оскароносный Сын Саула, Джеймс Уайт) умеет заставить зрителя нервничать с помощью оригинального и красивого ракурса, знает как неотступно следовать за своими героями и как окружить их нужными вещами.
Музыку написал земляк режиссера канадец Ричард Рид Перри — один из самых талантливых участников, на секундочку, Arcade Fire. Его тревожные, джазовые мотивы разбавляет британская классика 80-х: The Cure, New Order и так далее.
Джуд Лоу и Кэрри Кун не то чтобы совершили актерские подвиги, этого и не требовалось. Просто оба без театральных переигрываний, совершенно правдоподобно показали ту самую ширму и ее апокалиптичное падение. А еще обоим несказанно идут ретро интерьеры и зернистый эффект пленки.

Гнездо — вердикт НВ
8/10
В итоге перед нами небольшая киножемчужина, которую лучше все-таки посмотреть на большом экране: уж слишком красиво и старательно она сделана. При этом Гнездо — картина не развлекательная в широком понимании этого слова. Она погружается в непростые темы и делает это хоть и элегантно, но смело и прямо до самого дна.
Гнездо
The Nest
2020 год
Великобритания
Режиссер — Шон Дуркин
В главных ролях: Джуд Лоу, Кэрри Кун, Чарли Шотуэлл, Уна Рош, Таня Аллен, Энн Рейд, Майкл Калкин и другие.
Related posts
Категории
- Бердянск (11)
- Винница (174)
- Горловка (245)
- Днепр (8)
- Днепродзержинск (158)
- Донецк (1 535)
- Дружковка (1 183)
- Житомир (35 596)
- Запорожье (2 515)
- Мода (6)
- Новости в регионах (41 425)
- Полезно знать (12)
- Политика (1 315)
- Последние новости (55 489)
- Происшествия (2)
- Путешествия (189)
- Разное (114)
- События в мире (288)
- Спорт (9)
- Технологии (8)