Что такое дороги в рассрочку и зачем мы их планируем строить?

16 ноября, 15:45
Цей матеріал також доступний українською

Эра «хороших хозяйственников» завершена, начинается эра успешного государственно-частного партнерства. Что это и как будет работать?

Почти 30 лет Украина продолжала только ремонтировать инфраструктуру и решать локальные транспортные проблемы. Оставалась «хорошим хозяйственником», но с убыточными активами. Оказывается всего-навсего надо было решиться открыться миру и инвестиционным возможностям, которые он дает. И не бояться сотрудничества с международными и частными финансовыми организациями.

Дороги в рассрочку — это не про платные автодороги, как многие поймут. Это механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), когда государство привлекает частные инвестиции в строительство, а инвестор реализует проект за свои деньги и после сдачи дороги в эксплуатацию получает платежи от государства. Такое сотрудничество выгодно всем.

Мы уже имеем первые успешные примеры такого партнерства. Передачу в концессию портов Ольвия и Херсон с общим объемом инвестиций около 134 млн долларов недавно одобрительно оценил президент. Благодаря заключению этих концессионных договоров мы не только привлекли к работе в Украине ведущего мирового оператора — катарскую компанию QTERMINALS, управляющую крупнейшим торговым портом Катара стоимостью более $7 млрд, но и просигнализировали другим инвесторам и всему миру, что Украина открыта для инвестиций.

В среднесрочной перспективе мы сможем привлечь более $9 млрд частных инвестиций для восстановления и обслуживания более 4500 км дорог

2020-й год стал годом Большого дорожного строительства в Украине. Несмотря на пандемию и кризис, строительные работы не останавливались ни на день. Уже сейчас более 3 тыс. км дорог государственного значения из запланированных 4-х тыс. построено. И еще 2 тыс. местных дорог строится. Но даже этих сдвигов недостаточно для полноценной реконструкции всей дорожной сети. А это около 47 тыс. км автодорог.

Я убежден в том, что бизнес должен быть максимально вовлечен в управление государственными активами. Поэтому в конце этого октября при поддержке наших постоянных партнеров из банка и IFC вместе с Укравтодором и проектным офисом SPILNO мы представили первую программу государственно-частного партнерства в дорожной отрасли — roadppp.in.ua. Мероприятие собрало 310 участников из 43 стран мира и 38 компаний потенциальных инвесторов. И я очень надеюсь, что среди них были именно те, вместе с которыми мы будем развивать современную дорожную инфраструктуру Украины.

Как отбирались эти автодороги? И самое важное, почему именно механизм «дороги в рассрочку»?

Из 1855 дорожных участков консультанты выбрали и сформировали 158 сегментов дорог, которые были проанализированы и оценены в соответствии с критериями. Среди них — высокий уровень аварийности, значительный трафик грузового транспорта, высокий стратегический приоритет, географическое положение и тому подобное.

В итоге были определены 6 приоритетных пилотных участков автодорог, которые будут восстановлены на первом этапе программы. Их общая протяженность — 1400 км. Они соединяют 10 областей и более 12 миллионов жителей, которые вскоре смогут опробовать новую дорожную инфраструктуру. Это дороги Харьков-Днепр-Запорожье (M-29, M-04, M-18), Борисполь-Полтава (М-03), Херсон-Николаев (М-14), Киев-Житомир-Ровно (М-06), Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19) и Днепр-Кривой Рог-Николаев (M-04, H11).

Механизм, предложенный Первой программой ГЧП в дорожной отрасли, позволит наконец привлечь частных инвесторов на рынок украинских автодорог. В среднесрочной перспективе мы сможем привлечь более $9 млрд частных инвестиций для восстановления и обслуживания более 4500 км дорог государственного значения.

Сегодня у частных инвесторов и банков есть финансовые ресурсы, которые можно и нужно привлекать. Мы хотим создать такие условия, при которых украинские дороги наконец станут приоритетом для тех, кто занимается инвестициями в инфраструктуру.

Исследования в разных странах показывают, что проекты, подготовкой и проведением которых занимается частный сектор, испытывают меньше перерасходов, задержек и других проблем, чем в государственном секторе. В этом бизнес намного опытнее, эффективнее и инновационее. Это очевидно. Поэтому мы хотим, чтобы Украина получала выгоду от эффективных инструментов управления проектами и ноу-хау, которыми владеют частные инвесторы в дорожном секторе.

Если в рамках государственных закупок проект финансируется государственным сектором и становится частью государственного или гарантированного государственного долга, то в ГЧП частный инвестор привлекает финансирование. Как правило, 70−80% средств поступает от кредиторов, а остальные 20−30% — от частного партнера, который берет на себя значительную часть рисков.

В ГЧП мы не сразу выплачиваем средства подрядчикам, а только после того, как частный партнер построит и сдаст объект в эксплуатацию. В то же время эти выплаты могут равномерно растягиваться на определенный промежуток времени, что позволяет государству восстановить больше дорог за более короткий период.

Другой вопрос — стимулы. Если это государственный сектор, то подрядчик максимально сосредоточен на строительстве дороги, получении прибыли и стремится как можно быстрее приступить к следующему проекту. Не думая о минимизации затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание в дальнейшем. В ГЧП один и тот же частный партнер должен построить, эксплуатировать и обслуживать дорогу в течение 20 и больше лет. Поэтому у него есть стимул управлять жизненным циклом проекта, чтобы максимизировать полученную прибыль. Это, в свою очередь, оптимизирует общие затраты на проект и экономически выгоднее для государства.

Ну и, конечно, риски. Механизм ГЧП предполагает, что частный партнер берет на себя значительную часть проектных рисков, связанных с проектированием, финансированием, строительством, эксплуатацией и техобслуживанием. Поэтому если он не придерживается планов и не завершает реконструкцию дороги вовремя в пределах своего первоначального бюджета, то будет вынужден самостоятельно платить за увеличение расходов и отсрочки.

В октябре прошлого года при поддержке ЕБРР и других международных финансовых организаций мы существенно модернизировали законодательную базу для осуществления ГЧП в Украине, введя модель ГЧП на основе платежей за эксплуатационную готовность. И эта работа в дальнейшем продолжается. Правительством уже разработаны изменения в Бюджетный кодекс, которые приоритезируют оплату за эксплуатационную готовность на уровне с погашением долгов. Чтобы эти платежи выплачивались из Дорожного фонда прежде чем будут распределены на другие нужды. Этот законопроект является одним из самых приоритетных для правительства в этом году.

Все тендеры на проекты Программы ГЧП в дорожной отрасли будут проводиться максимально честно и прозрачно при поддержке Группы Всемирного банка и с использованием лучших мировых практик, чтобы обеспечить равные возможности для местных и международных инвесторов.

Эра «хороших хозяйственников» завершена, начинается эра успешного государственно-частного партнерства. Инвестируем в Украину.