Доставка свежей рыбы. При чем здесь новые технологии?

16 октября, 16:00
Цей матеріал також доступний українською

Как забронировать рыбу, которая сейчас еще плавает в океане.

Обычно опыт покупки рыбы и морепродуктов в Украине — это личный поход на ближайший рынок или в супермаркет, в лучшем случае — в специализированный магазин. Впрочем, в мире — особенно после начала пандемии Covid-19 — все большую популярность приобретает онлайн-доставка и предварительное бронирование вылова (fish-booking). Причина не только в скорости и удобстве, но и в распространении трендов no waste (минимизации отходов) и поддержки местного малого бизнеса.

Как ускорить доставку

Традиционный путь рыбы от рыбака на побережье океана к столу потребителя — бурный и непредсказуемый. Такая рыба сначала проходит через аукцион, потом оптового покупателя, экспортера, импортера, транспортную компанию, возможно подвергается замораживанию и размораживанию, пока не попадет на полку супермаркета. По осторожным оценкам, доставка такой рыбы в Украину может занять от 10 до 14 дней.

При этом, по расчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на пути от рыбака к столу около 35% выловленной рыбы будет потеряно. А потом — еще 20−25% выбросят и сами потребители. В различных регионах мира потребители ведут себя диаметрально противоположно: так процент потерь рыбы на этапе потребления «выбросил из холодильника» в Азиатских странах до 5%, а в США или странах Западной Европы этот показатель достигает 30%. Ежегодно так исчезает 50−60 млн тонн рыбы.

Развитие онлайн-доставки и фишбукинга позволяет не только уменьшить уровень лишних отходов, но и существенно уменьшить время на дорогу, а следовательно — и сохранить лучший уровень свежести, избегая полной заморозки (только охлаждение). При наличии предварительного заказа, рыбак вылавливает ровно столько рыбы, сколько ему нужно передать заказчику. Поскольку не нужна ни оптовая закупка, ни супермаркет, это влияет и на цену для конечного потребителя, а также на сумму, которую в итоге получит непосредственно рыбак. Кроме того, учитывая небольшой объем вылова, его можно доставлять самолетами в разы быстрее, чем подвоз оптовых партий крупным импортером, который использует автотранспорт, а также сложные и долговременные процедуры перегрузок.

В мире эта модель развивается под флагом поддержки местного мелкого бизнеса. Многим людям приятнее понимать, что они помогают промыслу конкретного рыбаки из Шотландии или небольшой семейной компании на несколько лодок на Атлантическом побережье Франции, чем большой корпорации. Кроме того, в пределах одной или нескольких относительно небольших по площади европейских стран с выходом к морю персональный вылов вполне реально доставить курьерской службой если не на утро, то точно к ужину на следующий день. В Украине при таком подходе мы доставляем рыбу, выловленную рыбаками на Кременчугском водохранилище.

Появляются инициативы по доставке свежего улова с Черноморского побережья. И это, по большому счету, единственный способ попробовать именно свежую морскую рыбу украинского вылова в Киеве, так как все другие известные нам способы, точки и рестораны — это исключительно замороженная продукция. Конечно, особенностью являются пока мало формализованные отношения с рыбаками: о том, где есть свежевыловленная рыба, а где вам под ее видом будут предлагать только размороженную, все еще лучше узнавать у экспертов вроде местного охранника лодочной станции.

На пути от рыбака к столу около 35% выловленной рыбы будет потеряно

Еще ближе к идее no waste модель HelloFresh (по названию компании, которая одной из первых предложила такой подход в США) по подписке в рамках стандартных наборов, или с возможностью для покупателя конструировать собственные «боксы» из рыбы и морепродуктов в рамках фиксированных сумм. Регулярность доставки колеблется от одного раза в неделю до одного раза в два-три месяца, но в любом случае дает возможность забронировать вылов для будущих поставок, сократив затем лишние потери ресурсов. В США популярна также оптовая доставка вылова для целых общин (Communities/neighbourhood), что позволяет существенно экономить по сравнению с покупкой мелких порций.

Технологии помогают

Чем больше будет расти спрос на фишбукинг и осознание того, как человек влияет на окружающую среду и как может своими действиями сохранить ресурсы планеты, тем больше будут совершенствоваться и технологии, с этим связанные. Уже сегодня есть возможность отследить передвижение рыбы от рыбака в службу доставки в стране назначения. В мире — но пока для бизнес-сегмента — активно используется шифрование всего пути рыбы и связанной с этим документации через технологии блокчейн. Это делает невозможным подделку таможенных деклараций, сертификатов происхождения, данных о лицензии рыбака, разрешительной документации на судно и другой информации, важной для прозрачности ведения бизнеса.

Одним из возможных перспективных проектов может стать создание приложения с возможностью бронировать рыбу непосредственно у рыбака, который сейчас находится в море — условный Uber Fish, где можно будет ставить оценку за полученную рыбу, следить за передвижением лодки, возможно даже «чатиться» с рыбаком, который будет транслировать вылов онлайн откуда-то в Исландии или Норвегии.

В Украине мы видим постепенный рост спроса на fish-booking рыбы из океана. При этом, согласно опросам клиентов, желание помочь сохранить природу является таким же важным фактором мотивации выбора, как и свежесть и скорость доставки. Очевидно, что — как и в любом другом сегменте ритейла — онлайн-доставка рыбы еще не скоро вытеснит традиционные магазины. Однако о доле в 5−7%, соизмеримой с судьбой онлайн-доставки в продажах других продуктов, вполне можно говорить уже в ближайшие годы.