Индустрия влияния, или Кто и как занимается лоббированием

656897 fb image ukr 2020 02 11 09 09 56 - Индустрия влияния, или Кто и как занимается лоббированием

В Украине сложилась парадоксальная ситуация – рынок лоббизма де-факто существует, но юридически его вообще нет.

Такой рынок-химера, как до недавнего времени игорный бизнес.
Такая ситуация не только мешает бизнесу цивилизованно отстаивать свои интересы, но и создает значительные коррупционные риски.

Ибо нерегулируемый, «дикий» рынок использует для своих целей любые средства, не гнушаясь и взятками.

В Украине было немало попыток вывести лоббистскую деятельность из тени.

Соответствующие законопроекты разрабатывались в 2003, 2009, 2010 годах.

Одни из последних – законопроект №5144 «О лоббизме» (2016 год) и №5661 «Об публичную адвокацію» (2017 год).

Первый был отозван в 2017-м, второй – в 2019-ом. Замечания к обоим схожи: нечетко выписаны сроки, много неточностей, которые нуждались в доработке.

Сейчас народные депутаты Украины работают над новым законопроєктом о лоббировании.

В понедельник 10 февраля в комитете по вопросам антикоррупционной политики состоялось заседание, где обсудили ключевые аспекты этого документа.

Среди обсуждавшихся вопросов – разграничение понятий «лоббистская деятельность» и «адвокация», определение объектов лоббирования, квалификационных требований к субъектам лоббирования, регуляторов рынка и границ их полномочий, и тому подобное.

Главная задача – вывести из тени многомиллионный рынок лоббирования. Его легализация увеличит поступления в бюджет и значительно снизит коррупционные риски.

В этом вопросе Украина не первопроходец: легальный рынок лоббизма во многих западных странах – в США, Германии, Франции, Польши.

Loading… Лоббизм в США

«Хорошо, вы меня убедили. А теперь идите и заставьте меня сделать это», –сказал когда делегации граждан 32-й президент США Франклин Рузвельт.

Что имел в виду этот талантливый и неординарный политик, который ввел «Новый курс» для преодоления Великой депрессии и был очень популярным среди граждан своей страны?

Он говорил о лоббистской деятельности, которая в США является распространенным явлением. Лоббистов нанимают для влияния на Конгресс, правительство и Администрацию президента с целью продвижения деловых или политических интересов.

Именно во время правления Рузвельта для лоббистской деятельности были внедрены определенные ограничения, эта страна считается первопроходцем в легализации рынка лоббирования.

Федеральный закон о лоббистской деятельности в США приняли еще в 1946 г. Он стал первой в мире попыткой государства регулировать этот рынок, в частности процессы, связанные с деятельностью лоббистов и их вознаграждением.

Закон действовал достаточно долго и был пересмотрен в 1995 г. с целью введения более жесткого регулирования лоббистской деятельности.

Сейчас в США существуют такие легальные формы поддержки, которые лоббист может предоставить политику или чиновнику:

– финансирование фондов избирательных кампаний политиков;

– финансирование PR-кампаний политиков;

– обеспечение политика или чиновника высокооплачиваемой работой по окончании его полномочий в Конгрессе, правительстве или Администрации президента;

– информирование чиновников о важности того или иного законопроекта и тому подобное.

Пока лоббистская деятельность в США — это многомиллиардный бизнес. Только одна корпорация Apple, по данным Центра ответственной политики США в прошлом году потратило более 5,5 млн долларов на лоббирование своих интересов.

Большинство этих средств было направлено на оплату труда собственных лоббистов, но в прошлом году Apple обратилась за помощью и к внешних лоббистов, среди которых, по данным CNBC, такой известный в лоббистских кругах Вашингтона деятель, как Джеффри Миллер.

В США есть официальный реестр лоббистов, представляющих интересы тех или иных компаний или групп.

Количество официально зарегистрированных лоббистов, по данным Центра ответственной политики, превышает 10 тыс. лиц.

Кроме того, американские СМИ ежегодно публикуют свои списки лучших лоббистов США, которые могут не совпадать с официальным реестром.

Например, недавний перечень лучших лоббистов 2019 г. по версии американского издания «The Hill» содержит всего несколько сотен представителей крупнейших американских корпораций и ассоциаций.

Однако США – далеко не единственная страна, которая регулирует лоббистскую деятельность. В той или иной форме рынок лоббизма официально работает во многих государствах, среди которых страны Европейского Союза, Великобритания, Канада.

Лоббизм в ЕС

Брюссель считается второй столицей лоббизма после Вашингтона.

По данным EU Integrity Watch, на конец мая 2018 г. в государствах – членах ЕС насчитывалось свыше 4100 лоббистских организаций, из которых немецких и бельгийских – более 700, польских – почти 100.

В Германии официальный рынок лоббизма, но нет законов, подобных американскому Закону о лоббистской деятельности.

Действуют положения о лоббировании, часть из которых были подготовлены парламентом, часть (как средство добровольного саморегулирования) — ассоциациями лоббистов.

При этом право принимать обязательные требования к лоббированию принадлежит исключительно парламенту Германии.

Обязательного реестра лоббистов также нет. Немецкий парламент ведет добровольный реестр ассоциаций, занимающихся лоббистской деятельностью в парламенте и в федеральном правительстве.

Лоббисты в Германии могут обращаться до парламентских групп и политических партий с просьбой предоставить пропуска в непубличные зоны Бундестага.

Срок действия таких пропусков – один год. Имена владельцев пропусков и тех, кто их предоставил, подлежащих публикации по запросу согласно Закону о свободе информации Германии.

Немецкие лоббисты не обязаны предоставлять отчеты о лоббистской деятельности. Обычно ассоциации оказывают добровольные отчеты председателю парламента.

В 2012 г. их ежегодно публиковали в федеральной газете. Но последние 8 лет такие отчеты хранятся и публикуются исключительно в интернет-сети, где данные обновляются чаще, чем раз в год.

Лоббизм в Великобритании

Правила лоббизма в Великобритании, как и в подавляющем большинстве стран, не регулируются законодательством, однако существует специальный Комитет по стандартам общественной жизни (Committee on Standards in Public Life), который осуществляет надзор за деятельностью групп интересов в парламенте.

От коррупционных деяний на пользу лоббистов депутатов должен сдерживать Кодекс поведения, который требует от парламентариев сообщать о своих финансовых интересах, в частности о доходах вне парламента, и запрещает получать финансовое вознаграждение за выступления в парламенте и вопросы к правительству, написание законопроєктів, внесению поправок к ним и тому подобное.

Британский реестр лоббистов (UKLR) — это реестр отдельных лоббистов и организаций, которые занимаются лоббированием. Он открытый, универсальный и бесплатный.

Пребывания лоббиста в UKLR не является обязательным, но оно означает, что лоббист:

1) подотчетен признанному отраслевом кодекса поведения;

2) стремится вести прозрачное лоббирование;

3) стремится к развитию лоббистской профессии.

Относительно Украины, то авторы нового законопроекта о деятельности по лоббированию дорабатывают финальную версию этого документа.

Позже проект закона будет вынесен на обсуждение с ключевыми стейкхолдерами, а только после этого – направлено на регистрацию в парламент.
В случае принятия закона о лоббировании имеем большие шансы снизить в Украине уровень коррупции.

Колонка является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Точка зрения редакции «Экономической правды» и «Украинской правды» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *