Как малый бизнес выиграл от рынка газа для населения

13 ноября, 12:00
Цей матеріал також доступний українською

Малый бизнес всегда был за пределами интереса газовых поставщиков. После открытия рынка газа для населения ситуация для предпринимателей стала более благоприятной.

Со старта газовых реформ в 2015 году свободный рынок по-настоящему работал только в сегменте промышленности — там, где «водятся» крупные клиенты. Хотя фактически рынок был открыт всем небытовым потребителям — в том числе и малому и среднему бизнесу. Но, тем не менее, массовой миграции мелких предпринимателей к более выгодным и независимым поставщикам от привычных всем газсбытов не произошло. Небольшому бизнесу не были предложены выгодные условия — и переход к другому поставщику был неоправданно трудозатратным.

Почему так произошло? Крупные газотрейдеры направляли все силы на привлечение и удержание выгодных клиентов — промышленных предприятий. Никто не был готов обслуживать малый бизнес: ведь вне зависимости от объема поставок, сопровождение газовой сделки подразумевает большое количество бизнес-процессов и бумажной работы. Поставщикам было невыгодно прилагать так много усилий. И лишь только сейчас, после открытия рынка для населения, для МСБ создались более благоприятные условия для покупки газа.

Во-первых, открытие рынка газа населению с точки зрения поставщика — это прежде всего огромный пласт малых потребителей. Газотрейдеры впервые начали адаптировать свои услуги для работы с небольшими объемами, с прицелом на население — прежде всего на уровне технологий и бизнес-процессов. Многие поставщики стали понимать, что если они первыми адаптируют сервис для параллельной работы с небольшим бизнесом — получат преимущество по сравнению с другими продавцами газа. Так что МСБ в скором времени может ожидать более удобные интерфейсы онлайн-сервисов и покупку газа без бумажной волокиты. Автоматизированный сервис для покупки газа от А до Я, без посещения отделений — не фантазия, а уже свершившийся факт.

Во-вторых, со стартом рынка газа для населения процедура смены поставщика для коммерческих клиентов тоже значительно упростилась. Для того, чтобы разорвать договор с текущим поставщиком, не нужно обращаться к нему с заявлением, брать справку об отсутствии задолженности и т. д. Теперь это ответственность нового поставщика, который заинтересован в привлечении клиентов. Достаточно подать заявку новому поставщику, дождаться ее утверждения и автоматическую смену продавца. Если ранее процесс перехода к новому поставщику мог растянуться на 100 дней, то сейчас он занимает от 4 дней (максимум 21 день), без возможности отключения поставки или препятствий со стороны прежнего поставщика.

В-третьих, вместе с рынком газа для населения количество поставщиков, предлагающих свои услуги и бытовым и небытовым потребителям, увеличилось. После открытия рынка газа для населения газотрейдеры стали более комплексно и внимательно прорабатывать свои предложения для разных типов клиентов и наконец-то рассматривать малый и средний бизнес как выгодный. Появились разные пакеты услуг в зависимости от объема поставок газа. Предложения для малого и среднего бизнеса становятся более индивидуализированными и привлекательными с точки зрения экономии.

В-четвертых, именно сейчас различные поставщики будут стараться привлечь потребителей ценой. Но не стоит сразу этим обольщаться и подавать заявку на смену поставщика. Газотрейдеры могут демпинговать и снижать цены, чтобы привлечь новых клиентов. Анализируя цены, всегда нужно помнить, от чего они зависят — сезона, стоимости в закупке, наценки, рыночных условий, цены других поставщиков и т. д. Цена не может и не должна быть намного ниже среднерыночной — цена ниже на более чем 20% свидетельствует о недобросовестности продавца. Это может быть компания, которая недавно получила лицензию и имеет шаткие позиции. Возможно, это часть пробного периода, который в скором времени закончится и т. д. Чтобы разобраться, кто есть кто на рынке газа, можно использовать сервисы для поиска поставщиков природного газа и сравнения их цен. Например, сервис Газотека. Также следует обратить внимание на продолжительность работы компании на рынке, возможность покупать газ онлайн, удобность онлайн-сервиса, поискать отзывы в сети, упоминания компании в СМИ и так далее.

И в заключение. Малый и средний бизнес всегда отличался мобильностью и быстрой реакцией на изменившиеся условия. Благодаря новому этапу реформ он получил шанс покупать газ по лучшим ценам и получать лучший сервис. Сейчас идеальное время для того, чтобы воспользоваться ситуацией и найти более выгодные условия приобретения газа. Уверен, в истории этот период когда-то назовут выходом малого и среднего бизнеса из газового рабства.