Как руководителю бороться с гневом — пособие

101 - Как руководителю бороться с гневом - пособие

Тема управления эмоциями в последнее время становится все популярнее. Случайность? Не думаю. Скорее всего, это ответ на растущий уровень стресса и мультизадачности, которые приходят на судьбу современного человека. Особенно это касается руководителей, которые отвечают за большие коллективы и организации. Один из ведущих мировых экспертов по эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман, который проанализировал тысячи успешных менеджеров крупных американских корпораций, утверждает: наибольшего успеха достигают те, кто в критический момент может взять себя в руки и не поддаваться гневу, панике или апатии, достойно выйти из сложной ситуации.
И действительно, чем выше человек находится на карьерной лестнице, тем необходимее для нее становится эмоциональный интеллект, и менее важными технические навыки.
Одна ситуация может потребовать от руководителя мягкости и чувствительности, другая выдержки и твердости, третья осторожности, а четвертая – решительных и рискованных поступков. И все это компетенции эмоционального интеллекта.

Так что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient) – это способность осознавать и управлять собственными эмоциями. А также умение хорошо понимать и управлять эмоциями других людей. У каждого человека есть эмоции. Но чтобы сделать эмоции управленческим ресурсом, необходимо знать базовые техники эмоционального интеллекта и научиться применять их на практике.

В «Школе Эмоционального Интеллекта» руководители изучают десятки программ, которые помогают им управлять собственными эмоциями и повышать свою эффективность в налаживании работы персонала.

102 - Как руководителю бороться с гневом - пособие

Один из самых распространенных запросов, с которым к нам обращаются руководители, это управление гневом. Много управленцев, находясь на ответственной должности, со временем становятся раздражительными и эмоционально истощенными. Все это, конечно, негативно отражается на их эффективности и отношениях с коллективом. И это не удивительно. Когда дело идет об ответственности за сотни людей, за результаты деятельности, решение десятков важных проблем на день, все это существенно увеличивает эмоциональную нагрузку на психику человека.
Чтобы не углубляться во все детали этой программы, хочу поделиться простым поведенческим алгоритмом, который вы можете использовать в ситуациях гнева.
5 шагов для управления гневом

Шаг №1. Проговорите, из-за чего вы разозлились.

Осознав эмоцию, вы берете ее под контроль. Неосознанная эмоция начинает управлять вами. Гнев возникает в ситуациях, когда кто-то становится на пути к удовольствию вами важной потребности, нарушает ваши границы или является угрозой для безопасности. Четко осознайте, что запускает ваш гнев.
Проговаривая свои негативные эмоции, вы профилактируете их накопление. Накопленные эмоции создают внутри эмоциональное напряжение. Они становятся токсичными для психики и приводят к неадекватным поступкам. Озвученная эмоция снижает свой эмоциональный потенциал. Она становится менее заряженной, соответственно, менее токсичным для вас и окружающих.

В ситуации гнева проговаривайте свои чувства. Например:
• Я сейчас недоволен тем, что…
• Я раздражаюсь, когда ты…
• Меня возмущает, когда я вижу…

Шаг №2. Стоп на 10 секунд!

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Этот простой способ поможет остановить рост напряжения и выведет из организма чрезмерный норадреналин, который вырабатывается во время раздражения.
Гнев имеет склонность расти. И если его не остановить на начальной стадии «недовольство», или «раздражение», сделать это потом будет сложнее.

Шаг №3. Поставьте себя на место человека, который вызвал у вас гнев.

Управление гневом – это во многом искусство сострадания. В большинстве ситуаций гнев возникает из-за одностороннего восприятия ситуации. Из-за нежелания посмотреть на ситуацию с позиции другого человека.
Постарайтесь проанализировать позицию и поведение другого участника ситуации и принять их. Стремление искренне понять позицию другого человека помогает посмотреть на ситуации с другой стороны. Возможно, этот взгляд значительно расширит ваше понимание ситуации.

Шаг №4. Теперь подумайте над лучшим решением в этой ситуации.

Когда «включается гнев», происходит эмоциональное залипание, и мы фиксируем внимание на эмоции, забывая про все остальное. Вместо того, чтобы решить ситуацию, под влиянием своего гнева мы ее сильно усложняем и можем даже разрушить отношения. При возникновении конфликтной ситуации задавайте себе три вопроса:
— Что я сейчас чувствую?
— Какой результат я хочу получить?
— Какие мои действия приведут к желаемому результату?
Когда мы задаем себе вопрос, активизируются зоны мозга, отвечающие за рефлексию, логику и эмоциональный контроль.

Шаг №5. Говорите спокойно и уверенно.

Это усилит ваш контроль над гневом и ослабит гнев собеседника. Не поддавайтесь на возможные провокации и эмоциональные выпады в вашу сторону. Вы взяли гнев под контроль, и теперь вам нужно удержать его в управляемых рамках.

Искусство управления гневом можно освоить. Агрессия в отношениях будет еще очень и очень долго. То, что формировалось миллионы лет, сразу не исчезнет. Но благодаря развитию своего эмоционального интеллекта, мы можем учиться лучше понимать свой гнев и ослаблять инстинктивные реакции, заменяя их на более конструктивные способы поведения. Главное в этом деле – тренировка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *