Снижение НДС для гостиниц до 7%: как мы к этому пришли и что дальше

10 ноября, 12:30
Цей матеріал також доступний українською

Историческая поправка 37 к Закону 3851. Вся украинская сфера hospitality празднует важнейшее, можно сказать, историческое событие, к которому мы целенаправленно шли долгие годы.

4 ноября Верховная Рада во втором чтении приняла решение снизить ставку НДС до 7% (с существующих 20%) для гостиниц и подобных средств размещения.

Причем в сентябре, в первом чтении, Закон 3851 (о поддержке культуры, туризма и креативных индустрий) предусматривал снижение НДС для отелей только на два года — до 1 января 2023 года. И это уже был серьёзный сдвиг. Однако я сразу заявила, что снижение ставки НДС для гостиниц и ресторанов должно действовать на постоянной основе, как было сделано почти во всех развитых странах ЕС задолго до появления COVID. Это просто выполнение обязательств, взятых Украиной в рамках Ассоциации с ЕС.

Во время дебатов в Верховной Раде депутат Дмитрий Налетов выступил с поправкой 37 к Закону 3851 и предложил бессрочно снизить ставку ПДВ для отелей. Поправка была принята большинством голосов. Без преувеличения, это огромная победа для украинских отельеров и очевидная помощь бизнесу — особенно в условиях пандемии.

С чего все начиналось

Вопрос снижения НДС стал частью моей жизни. На первом курсе университета мы изучали основы политологии и коммуникации в политических процессах, включая механизмы лоббирования. В то время я даже представить себе не могла, что стану активным лоббистом и буду упорно отстаивать интересы целой индустрии.

Первым толчком к действию послужил военный конфликт на востоке, когда политическая и экономическая ситуация крайне обострилась. С одной стороны, бизнес-климат в стране был неблагоприятный. С другой — Украина выбрала евроинтеграционный путь, что давало новые перспективы привлечения иностранных туристов и инвесторов. Одной из таких возможностей стала визовая либерализация, и здесь наблюдается позитивная динамика. Список стран, которым предоставлялся безвизовый режим в Украину, даже до пандемии был достаточно обширным, включая 27 государств-членов Евросоюза и страны бывшего СНГ. Летом в этот список вошли Австралия, Новая Зеландия, Королевство Бахрейн, Государство Кувейт, Султанат Оман, Королевство Саудовская Аравия и Китай.

Другим фактором было снижение ставки НДС для отелей. На это меня вдохновила целая кампания, которая несколько лет назад развернулась в Великобритании под названием Cut Tourism VAT — «Снизить НДС для сферы туризма». На том этапе в Великобритании, как и в Украине, ставка НДС составляла 20%.

Инициаторы кампании призывали правительство привести НДС в соответствие с тарифами, действующими в странах-участницах Европейского Союза, и сделать английские отели конкурентноспособными. Они доказывали, что такое решение приведет к эффективному приросту ВВП при низких затратах, повысит объем экспорта и увеличит количество рабочих мест в Великобритании. Недаром в их слоган добавлена фраза «Boost British Job!».

Кстати, в июле 2020 года правительство Британии ввело временную 5% ставку НДС на определенные услуги по проживанию, которые предоставляют гостиницы, а также на посещения некоторых достопримечательностей.

Тернистый путь

Еще в апреле 2016 года во время парламентских слушаний в Верховной Раде я внесла предложение о снижении ставки НДС до 5−9% для гостиничных и ресторанных услуг.

Тогда практически во всех странах Евросоюза ставку НДС для отелей установили на уровне в два, в три, а то и в четыре раза ниже стандартного НДС. Вот некоторые цифры: в Португалии стандартный НДС составлял 23%, а для средств размещения — 6%, в Италии НДС — 22%, а для гостиниц — 10%, в Польше туристический бизнес имел низкую ставку НДС — 7%, при 22% для других сфер бизнеса. Рекорд побил Люксембург, где стандартный НДС составлял 17%, а для гостиниц — 3%. Такая политика превращала туризм в прибыльную отрасль и позитивно влияла на национальную экономику в целом. Ведь до недавнего времени вклад туризма в мировой ВВП составлял 10% (для сравнения — в нашей стране этот показатель был лишь 1,5% ВВП), а количество рабочих мест, так или иначе связанных с этой сферой — 11%.

В течение последних четырех лет я методично, целенаправленно занималась лоббированием этого вопроса. Очень помогала команда Американской торговой палаты, где я долгое время возглавляю Комитет туризма и отельного бизнеса, а также Национальная туристическая организация Украины во главе с Виталиной Мартыновской. Недавно в этот процесс активно включилась Ассоциация отелей и курортов Украины, куда входят гостиничные операторы и управляющие компании. И, конечно, без слаженной работы и поддержки моих коллег и партнеров из DEOL Partners заветная цель никогда не была бы достигнута.

Это был непростой путь, со множеством препятствий, барьеров и помех. Часто нужно было возвращаться на старт и начинать все сначала — проводить бесчисленные конференции, писать статьи, выстраивать диалог с властью, в тысячный раз повторять одно и то же и объяснять, как вывести украинский туризм на новый виток развития. В 2019 году был зарегистрирован проект Закона 10122 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно размера ставки налога на услуги по временному размещению». И он предусматривал снижение НДС в два раза — до 10%.

Но наступает тот день, когда ты видишь результат многолетнего труда и испытываешь невероятную радость — всё было не напрасно. И еще раз убеждаешься, что общими усилиями можно многого достичь.

Кто-то возразит, что данное решение правительство приняло под давлением сегодняшней ситуации. Да, коронавирус внес свою лепту — он просто обнажил проблемы, которые давно тормозили индустрию туризма. А в условиях пандемии игнорировать эти проблемы стало просто невозможным.

Что дальше?

Разумеется, мы не остановимся на достигнутом. Во-первых, Закон о сниженной ставке НДС не включает рестораны, и в этом направлении нужно еще работать. Мы призываем всех рестораторов занять более проактивную позицию и отстаивать свои интересы в профильных группах, объединениях, ассоциациях.

Во-вторых, нужно технически и юридически перейти на администрирование новой ставки НДС, ведь расходы на администрирование остаются.

В-третьих, снижение ставки НДС — это значимый, но не единственный аспект, который будет способствовать восстановлению и последующему развитию туристического сектора. Среди ближайших приоритетов — урегулирование туристического сбора (он должен начисляться как процент от общей суммы проживания, а не от минимальной заработной платы), классификация гостиниц, а главное, разработка механизмов и программ по привлечению туристов после длительной паузы. Наша главная миссия — превратить Украину в привлекательную дестинацию на мировой карте, чтобы она стала магнитом для туристов и инвесторов.

Надежду вселяет то, что люди сильно соскучились по поездкам и передвижению. Их желание путешествовать и заниматься туризмом никогда не было таким сильным, как сейчас. А это значит, что у нашей индустрии — отличные шансы быстро набрать обороты, когда вся мировая экономика начнет оживать.