«Велосипед, который ехать не будет». Известные украинцы прокомментировали идею Шкарлета отправлять детей в школу в пять лет

18 ноября, 15:00
Цей матеріал також доступний українською
velosiped kotoryj ehat ne budet izvestnye ukrainczy prokommentirovali ideyu shkarleta otpravlyat detej v shkolu v pyat let 5fb5267fe1c7b - «Велосипед, который ехать не будет». Известные украинцы прокомментировали идею Шкарлета отправлять детей в школу в пять лет

Известные украинцы считают, что в пять лет ребенок еще не готов сидеть за партой (Фото: НВ)

После того как глава министерства образования и науки Сергей Шкарлет заявил, что вскоре украинские школьники отправятся в школу с пятилетнего возраста, НВ спросил у соотечественников, что они об этом думают.

Дмитрий Борисов, владелец и бренд-шеф GASTROFAMILY (Канапа, Остання Барикада, Oxota na ovets)

Мне ближе американская, британская или канадская школьные системы, где есть pre-school, полудетсад без оценок для детей пяти-семи лет. А все обучение занимает 12 лет, до университета.

Думаю, что в связи с коронакризисом система образования будет трансформироваться. Этот год показывает: не важно, сколько лет учиться и в каких школах, важно — как теперь подстроиться детям, родителям и учителям к онлайн-обучению и к удаленным программам.

Андрей Ставницер, совладелец и СEO порта ТИС, партнер инвесткомпании SD Capital

Предполагаю, что эта идея — популистская попытка хоть немного угодить родителям, обезумевшим от дистанционного обучения в Zoom. Родители школьников лезут на стены, и я могу их понять — у меня трое детей школьного возраста.

Все психологи, все педагоги, да и большинство родителей едины в мнении, что в школе детям раньше семи лет учиться не стоит, они к этому не готовы. Наша, взрослых, задача — дать детям возможность побыть детьми столько, сколько нужно, а не столько, сколько мы готовы терпеть дискомфорт.

Ирена Карпа, писательница, лидер группы Qarpa

Во Франции обязательное образование с 3-х до 16-ти лет. То есть, начиная с младшей группы детсада [начальное образование]. Есть исключения в виде раннего домашнего обучения детей, но таких примеров немного. В шесть лет все дети идут в подготовительный класс школы, а в семь — в первый учебный. В начальной школе они учатся в течение четырех лет и в 11 лет переходят в колледж, где учатся еще четыре года. После этого начинается лицей — это еще три года обучения до бакалаврата, по результатам которого ученики вступают в вузы. И если хотят поступить в очень крутую высшую школу, типа медицинского или экономического направления, то еще год-два мучаются на подготовительном курсе вуза.

В общем, начальная школа — это самая няшность на Земле, а с колледжа начинается хардкор и заканчивается беззаботное детство.

Андрей Здесенко, основатель и СЕО Biosphere corporation

Уверен, что сейчас 10-летнего школьного образования достаточно, чтобы дать детям действительно необходимые знания. А в будущем я бы даже уменьшил продолжительность обучения в школе — благодаря современным технологиям и методикам нужный объем знаний можно получить и за восемь лет.

Современные дети с раннего возраста испытывают информационное давление, они постоянно погружены в гаджеты, соцсети, видеоконтент, они быстро учатся и впитывают все новое. Поэтому я считаю неправильным «довешивать» им еще и серьезное обучение в возрасте пяти лет. Можно подумать о подготовительных классах и адаптации, но в школу дети должны идти в шесть, а лучше — в семь лет. И тогда в 16−17 лет они будут готовы к осознанному переходу на новую фазу обучения.

Анна Новосад, экс-министр образования и науки Украины

Шесть-семь лет — тот адекватный период психофизического развития ребенка, когда он может идти в школу, и это полностью соответствует европейским практикам. Господин Шкарлет заявляет, что в мире есть практики обучения детей с пятилетнего возраста. Они, безусловно, есть, но не в школе, а в учреждениях дошкольного образования. Которые, как правило, во многих странах ЕС обязательны. По моему мнению, врио министра в очередной раз продемонстрировал полное непонимание системы не только школьного образования, но и образования в целом. Заявления, что дети должны в пять лет идти в школу, абсолютно неадекватны. Есть принятый в 2017 году Закон Об образовании [включающий 12-летнее среднее образование], утвержденная правительством и внедряемая двумя правительствами реформа — Новая украинская школа. Они четко определяют структуру школы европейского уровня, ее продолжительность и три уровня школьного образования: начальная, базовая и старшая профильная. И все, что должен делать господин Шкарлет, — брать эти законы и внедрять. Вместо этого он пытается изобрести велосипед, который точно ехать не будет.

Маричка Падалко, ведущая ТСН на 1+1

Поддерживаю любые разгрузки учащихся — либо за счет увеличения общего срока пребывания в школе, что уже произошло в результате введения 12-летнего образования, либо за счет сокращения школьной программы. Поэтому если для сохранения 12-летки и одновременно уменьшения возраста, в котором подростки выпускаются из школы, нужно обеспечение умеренной нагрузки в течение учебного года, я не против раннего старта. Конечно, при условии, что занятия в пять лет соответствуют возрасту и психологическому состоянию ребенка. НУШ [Новая украинская школа] поэтому хороший пример для шестилеток. За границей дети очень рано идут в так называемую pre-school, и переход к серьезной подготовке у них происходит очень плавно и постепенно.

За время карантина, когда больше погрузилась в школьные программы своих детей, пожалела учеников. Сейчас, когда источников информации, познания мира и себя — множество, наше образование предполагает, что вся жизнь и дальше вращается вокруг школы, и времени на саморазвитие ребенка почти не остается. Это было, возможно, оправдано во времена, когда мы были детьми — ты узнаешь об этом или в школе, или нигде. Но сейчас вокруг столько возможностей, а дети до ночи сидят над часто устаревшими учебниками.

Сергей Квит, глава Национального агентства по обеспечению качества высшего образования

Думаю, сами родители должны решать, когда их дети могут идти в школу. Единственное — скажу, что альтернативы 12-летней школе нет. Например, в советское время школьники учились 10 лет, и этого было достаточно. Во-первых, контента был меньше. А во-вторых, тогда учились и по субботам. Сейчас мы так поступать не можем. Поэтому 12-летняя школа — оптимальна. Хотя есть случаи, когда в странах с хорошим средним образованием учатся и дольше. Так что привязывать школьное образование исключительно к пятилетнему возрасту не вижу смысла.

Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ

Школу придумали для детей. И улучшать, модернизировать ее нужно только в интересах детей. В пять лет дети еще не готовы к классическому формату школы ни физически, ни эмоционально, ни социально.

Психологи говорят, что между пятью-шестью годами «вмещается» пять лет эмоционального развития. До шести-семи лет главная форма, в который дети могут эффективно развиваться, — это игра. Та концепция школы, которая есть сейчас, она не об игре, она именно о школе. Поэтому иногда даже шестилетки не готовы к школе, что уж говорить о детях помладше.

У меня четверо дочерей и даже в моей семье все по-разному. Каждый ребенок — индивидуален. Одна была полностью готова в пять, другая совершенно не готова в шесть. Не только в интеллектуальном плане, а что не менее важно, в эмоциональном и социальном.

Я задавала себе в отношении каждого ребенка такие вопросы: Может ли ребенок физически выдерживать нагрузку, чувствует ли он себя в безопасности, как справляется с разочарованиями и неудачами? В пять лет, как правило, ответ был нет.

При этом в пять вполне может быть прешкола. Но для этого нужно по-другому готовить педагогов, программы, помещения.

Наталья Еремеева, совладелец и генеральный директор Stekloplast, вице-президент Союза украинских предпринимателей

Хорошее образование учитывает индивидуальность. И формат, и скорость обучения, и возраст первоклассника зависят от ребенка.

Идти в школу с пяти? Почему нет, если ребенок готов и программа адаптирована. Сидеть в таком возрасте три часа за партой и писать ручкой палочки — нет. Свободно перемещаться по комнате, общаться и познавать, играя, — да.

Двое из троих моих сыновей пошли в школу, когда им едва исполнилось шесть, племянник — еще шести не было. Все справились.

За рамки традиционной украинской школы мы вышли уже со старшим сыном: два старших класса он заканчивал в Великобритании. Средний — седьмой класс учился дома, начиная с восьмого — в Великобритании. Младший в этом году перешел не только в четвертый класс, но и на индивидуальную программу обучения — занимается в онлайн-школе и дома с педагогом. За два месяца прошел годовую программу.

Иванна Коберник, соосновательница общественных организаций Смарт освіта и Батьківський контроль

Дети должны идти в школу в том возрасте, к которому приспособлена школьная программа, школьная среда, школьные учителя. Есть страны (мало, но есть), которые начинают обязательное образование раньше шести лет, но программа учитывает возрастные особенности детей: до шести лет ведущая деятельность — игра. Но во всех успешных образовательных системах дети учатся в школе до 18 лет минимум.

Заявление врио министра образования и науки о возможном переносе начала школьного обучения с шести на пять лет показывает, что человек не понимает: изменения такого рода — это не просто тасование лет. Это комплексное решение, которое требовало бы других программ, другого оборудования (игр и игрушек в школе), других помещений (пятилетние дети должны спать днем), переобучения учителей.

А в целом идея начинать обязательное обучение в пять лет не нова — ее продвигал министр образования и науки времен Януковича Дмитрий Табачник.

Читайте этот материал в свежем номере журнала НВ — № 43 от 19 ноября 2020 года